Домашний кукольный театр
Если вы хотите, чтобы в вашем доме надолго поселился праздник, а друзья и знакомые по достоинству оценили ваши таланты, всё, что нужно - это устроить домашний кукольный театр! Постановка домашнего спектакля - всегда незабываемое событие и для актеров, и для зрителей. А для малышей, к тому же - важный шаг на пути к творческому самовыражению. В отличие от театра с живыми актерами, кукольный театр не занимает много места, не требует громоздких декораций и дает неограниченные возможности в выборе ролей. Если в обычном театре распределение ролей во многом зависит от внешних данных актера, то в кукольном театре вы можете сыграть кого угодно, не ограничивая себя рамками одного амплуа. Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися персонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искрометным юмором и безграничной верой в добро и справедливость. Участвуя в постановке даже давно знакомой сказки, вы сможете взглянуть на происходящее глазами самих героев и обязательно откроете для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания. А теперь, прежде чем приступить к подготовке спектакля, соберите всех, кто хотел бы участвовать в нем, чтобы вместе прочитать сценарий. Теперь, когда вы прочитали сценарий, самое время все разложить по полочкам, ведь постановка спектакля - дело весьма серьезное. К тому же в домашнем театре подготовка и репетиции являются для участников не менее значимыми и запоминающимися мероприятиями, чем сам спектакль. Именно в процессе подготовки все участники имеют возможность проявить свои творческие способности, поэкспериментировать и от души повеселиться, благо поводов для этого будет предостаточно. А чтобы приблизить день премьеры, первое, что надо сделать - это определить обязанности каждого участвующего в подготовке спектакля.
Распределение ролей. Для домашнего театра самое главное - атмосфера праздника и доверия. Дайте возможность каждому желающему внести посильный вклад и хоть что-нибудь сделать для постановки. Даже если на премьере такой помощник окажется в числе зрителей, ему будет вдвойне приятно посмотреть этот спектакль, ведь он тоже участвовал. Чтобы все получилось как можно лучше, надо сразу же утвердить режиссера и всем безоговорочно его слушаться! Именно режиссер должен распределять роли и обязанности. В таком «произволе» нет ничего страшного - в этом спектакле главный он, а в следующем будет кто-то другой! Основная задача режиссера - объединить усилия всех участников воедино так, чтобы получился завершенный и гармоничный спектакль. Лучше, если режиссер не будет совмещать свои обязанности с актерской деятельностью - это усилит его авторитет, а он сможет смотреть на происходящее со стороны, а значит, более объективно. Теперь перейдем непосредственно к распределению ролей. Для кукольного театра, как уже говорилось, не столь важно, как выглядит актер, управляющий куклой-перчаткой. Гораздо более важен его голос и способность его изменять, если речь идет об исполнении одним актером сразу нескольких ролей. Большинство людей никогда не слышали свой голос со стороны, часто он звучит совсем не так, как им самим кажется. Подбирая актеров, попросите их прочитать пару строчек понравившейся роли так, как они себе это представляют. А еще лучше запишите «пробы» на магнитофон и вместе прослушайте. Это позволит правильнее распределить роли и показать каждому актеру, какая роль ему подходит больше всего. После того, как вы распределили роли, выдайте каждому актеру сценарий.
Разучивание ролей. Если в спектакле участвуют младшие школьники или даже дошкольники, то в заучивании роли для каждого из них важно участие взрослого. Родители и дети часто учат стихи вместе - так интересней и проще. Для маленьких актеров также очень важно понимание эпизода, в котором звучит реплика, поэтому иногда, чтобы малышу было проще, реплику предыдущего героя переписывают полностью. При разучивании роли с малышом взрослый должен называть последнюю строчку из реплики предыдущего героя или реплику целиком, а малыш говорить свою. Это существенно облегчит репетиции спектакля. Если в спектакле участвуют дети постарше и взрослые, то им имеет смысл выучить весь текст сказки целиком. Знание каждым актером всего текста полностью ускорит постановку спектакля, а в случае чего проще будет произвести замену. Перед тем, как учить роли, режиссер должен собрать всех актеров вместе и прочитать сценарий по ролям - каждый актер читает только свои реплики. Для лучшего вхождения в роль режиссер должен обсудить с каждым участником спектакля главные черты его героя. Приступать непосредственно к репетициям следует не раньше, чем актеры выучат свой текст, а режиссер вместе с художником-постановщиком подготовят все декорации и сцену. Не стоит учить роли по ходу репетиций, ведь в кукольном спектакле от актера требуется не только произносить текст, но и управлять куклой, что тоже требует определенных навыков и терпения. Поэтому вместе с текстом роли выдайте актерам их кукол, чтобы они привыкли к кукле-перчатке, ее особенностям и отрепетировали перед зеркалом разные движения. Пока актеры заняты разучиванием ролей и знакомством со своими куклами, самое время заняться декорациями, светом и звуком.
Декорации к спектаклю. Репетиции лучше проводить с теми же декорациями, которые будут участвовать в спектакле - это позволит избежать накладок, а движения кукол сделать максимально похожими на движения живых героев, полностью используя возможности сцены и декораций. Именно декорации в кукольном спектакле во многом создают атмосферу сказки и передают настроение героев. У многих существует представление о домашнем кукольном театре как о бельевой веревке, на которой висит простыня, а сверху движутся куклы. В целом, это отражает суть кукольного театра, но такое оформление лишает спектакль той зрелищности и целостности, которая присутствует в спектакле с декорациями. Ведь каждому зрителю хочется не представлять деревенскую избу и огород, а видеть их своими глазами, не говоря уже о малышах, которые пока не в состоянии домыслить и представить себе то, что подразумевается по контексту сказки. Чтобы домашний спектакль выглядел не хуже, а, возможно, даже лучше спектакля профессионального, следует изготовить декорации не только первого плана, но и второго - фон, на котором происходит действие. Таким образом, вы создадите маленький сказочный мир, в который каждый зритель сможет заглянуть через окошко сцены. Изготовить декорации своими руками совсем несложно. Здесь существует два подхода: плоские картонные декорации и декорации объемные, являющиеся миниатюрными моделями реальных элементов пейзажа. Так, дерево может быть нарисовано на картоне и вырезано по контуру, а может быть изготовлено из сухих веточек. Конечно, в любом спектакле можно комбинировать декорации обоих типов, проявив свою фантазию и изобретательность. При изготовлении декораций в первую очередь следует исходить из размеров кукол. От декораций первого плана требуется устойчивость, для этого у них должно быть достаточно широкое основание. Лучше всего их изготовить из толстого картона. Декорации можно как нарисовать непосредственно на картоне, так и нарисовать на бумаге, а потом наклеить на картон. Внизу каждой декорации первого плана надо оставлять по 5-10см. на крепление. Окно избы следует сделать размером 10x10 см., чтобы кукла могла выглянуть из него, не качая декорацию. Ставни можно либо нарисовать, либо отогнуть. В последнем случае дом будет выглядеть более объемно. Но не забудьте раскрасить ставни со стороны, обращенной к зрителю. Окно должно находиться на высоте 10см. от линии крепления. При желании с внутренней стороны избы можно повесить маленькие шторки, из-за которых будет выглядывать кукла. Шторки можно нанизать на нитку и закрепить на булавках или пришить к картону. Чем тщательнее вы прорисуете избу, тем убедительнее она будет выглядеть. Прорисуйте бревнышки, солому на крыше, украсьте ставни незатейливыми узорами, а крылечко резьбой. Под окном можно нарисовать траву или приклеить небольшие пучки настоящей сухой травы, подкрашенной зеленой краской. Можно также с помощью папье-маше сделать объемной всю обращенную к зрителям сторону дома, а крышу выложить настоящей соломой. Главное не перестараться и не сделать декорацию слишком тяжелой, иначе ее трудно будет крепить. В качестве правой кулисы можно использовать забор. Украсьте его травой и цветами. Можно также за забором «посадить» садовые деревья. Дерево за забором и траву перед ним можно сделать объемными. Возьмите несколько сухих веточек и привяжите к ним с помощью тонкой проволоки или ниток или приклейте маленькие листочки из зеленой бумаги или ткани. Однако, изготавливая реалистичные декорации первого плана для этого спектакля, нужно соблюдать одно важное условие. Основание декорации должно быть достаточно широким, чтобы она легко крепилась. Обязательно сгруппируйте деревья так, чтобы не пришлось крепить к ширме каждую веточку отдельно. Для этого деревья и сам забор закрепите на основании из гофрированного картона или тонкого пенопласта. Лучше ограничиться только декорациями, требующимися по сюжету спектакля, и не перегружать передний план. Избыток декораций первого плана мешает воспринимать происходящее на сцене. Все же декораций первого плана недостаточно, чтобы воссоздать атмосферу деревни. Без декораций второго плана изба и забор окажутся висящими в воздухе. Сад на втором плане можно сделать по-разному. Например, взять большой лист картона и просто нарисовать на нем цветущие яблони. Другой способ формирования второго плана - это изготовить отдельные деревья и прикрепить их к шторе голубого или белого цвета. Желательно, чтобы декорации были плоскими, и куклам не приходилось «продираться сквозь бурелом», образованный декорациями первого и второго плана. Для декораций второго плана пятисантиметровая линия крепления не требуется. Декорации лучше всего расположить так, как показано на схеме в тексте сценария. Чем больше вы проявите фантазии в оформлении декораций, тем зрелищнее будет спектакль. К тому же декорации, которые вы сделаете для этого спектакля, могут быть использованы и в других ваших постановках. Со временем у вас будет достаточно декораций, чтобы поставить практически любой спектакль! А теперь, когда декорации уже готовы, самое время перейти к следующему важному этапу - изготовлению сцены.
Сцена. Для домашнего кукольного театра это вопрос не праздный. Именно из-за отсутствия сцены многие спектакли так и не дожили до своей премьеры. Оптимальная длина ширмы - 170см. Все приведенные выше декорации рассчитаны именно на такой размер сцены. Высота ширмы зависит от роста актеров. Если в спектакле принимают участие и дети, и взрослые, то оптимально использовать ширму высотой 150см. За такой ширмой ребенок сможет управлять куклой стоя, а взрослый, сидя на стуле. Конечно, в каждом конкретном случае можно опытным путем подобрать ширму удобной для всех высоты. Чтобы поставить полноценный спектакль со всеми необходимыми декорациями, надо придумать, как и на чем их закрепить. Конечно, можно вбить два гвоздя и натянуть ширму поперек комнаты, можно поставить две стремянки и положить между ними швабру с перекинутым через нее одеялом, можно использовать дверной проем... Но если вы хотите, чтобы вам было удобно, чтобы ничего не падало, а ваш интерьер не страдал от гвоздей, вбитых в стену, то воспользуйтесь одним из приведенных ниже проверенных способов.
Картонная ширма. Она больше всего подходит тем, кто только начинает заниматься кукольным театром. На изготовление такой ширмы уйдет совсем немного времени, она легко убирается, увеличивается и уменьшается в размерах, ставится в любой части комнаты, да и выбросить ее в случае чего не жалко. Для ее изготовления вам потребуется широкий скотч и пустые картонные коробки любого размера, но чем больше, тем лучше. Листы картона следует состыковать и склеить скотчем с двух сторон по всей длине стыка. Приведенная конструкция достаточно устойчива. Она позволяет задрапировать переднюю часть ширмы тканью. Можно также обклеить ширму белой бумагой и раскрасить по своему усмотрению. Главное, чтобы оформление гармонировало со стилем декораций. Для сказки, действие которой происходит в деревне, оформление ширмы должно быть соответствующим. Можно изобразить на ней деревенские дома, огороды, кур и все, что можно встретить рядом с деревенской избой. Однако украшать ширму пейзажами следует с большой осторожностью, поскольку они отвлекают внимание от декораций, а если на пейзаже изображено небо, то вся сцена получается висящей в воздухе. Хорошо смотрятся однотонные драпировки темных тонов, на них можно поместить название сказки, состоящее из разноцветных букв. Для русских народных сказок также подходят драпировки из ситцевых тканей незатейливой расцветки или даже сшитые из разноцветных лоскутков. Драпировку можно украсить узорами, орнаментом или аппликацией. В данной конструкции предусмотрено и крепление декораций второго плана. Лист, на котором изображен второй план, прикрепляется булавками на заднюю стенку ширмы. На нее также можно повесить вторую штору голубого цвета, и на ней (на фоне неба), закрепить отдельные декорации второго плана. К тому же наличие задней стенки не дает ширме разъезжаться в разные стороны. Если же вы хотите поразить воображение приглашенных на премьеру гостей, а закулисную жизнь сделать для них по-настоящему незаметной и таинственной, то, внеся небольшие изменения в интерьер одной из комнат, вы сможете создать театр, которому позавидуют многие.
Свет и звук. Для домашнего спектакля и то и другое представляет немалые трудности. Вряд ли в каждом доме на антресолях хранятся софиты, прожектор и пульт звукорежиссера. Однако кое-что вы можете сделать из подручных средств. Сначала поговорим об освещении. Обычно во время спектакля зрительный зал погружен во тьму, а сцена ярко освещена. Благодаря этому зрителям легче сосредоточиться на происходящем. Если вам хочется, чтобы у вас было все, как в настоящем театре, то возьмите несколько настольных ламп и, поставив их на полу между зрительным залом и ширмой, направьте на сцену. Однако в домашнем театре свет можно и не выключать, главное, чтобы люстра не располагалась за ширмой. В этом случае недостаточно плотная ширма может превратиться в театр теней, и зрителям будут видны все действия актеров. К тому же у зрителей будут уставать глаза от яркого света. Что касается музыки, то в домашнем спектакле, как и в любом другом, она помогает усилить впечатление от той или иной сцены. Специально для спектакля можно записать кассету с подобранными музыкальными фрагментами и дополнять музыкой те эпизоды, в которых герои ничего не говорят, а просто движутся по сцене. Музыку легко подобрать, используя детское караоке или классические произведения. Музыкой можно выделить начало спектакля, а также радостной мелодией закончить спектакль. Важно не забывать выключать или приглушать музыку во время реплик героев. Подбор музыки почти всегда ложится на плечи режиссера, поскольку зависит от его видения спектакля. Согласовать музыкальное сопровождение с действиями актеров и диалогами помогут репетиции.
Репетиции. Ни один спектакль невозможно сыграть без предварительных репетиций. Сколько их будет, зависит от слаженной работы всех участников спектакля и от того, насколько режиссер контролирует ситуацию и четко представляет себе конечный результат. Для домашнего спектакля очень важно, чтобы репетиции проходили в той же комнате, где будет сыграна премьера. Не откладывайте на потом реквизит и декорации. Лучше, если с первых же репетиций актеры начнут к ним привыкать и координировать движения своих кукол с учетом оформления спектакля. Режиссер и актеры, не участвующие в данной сцене, занимают места в зрительном зале. А перед тем, как репетировать сцену, режиссер рассказывает актерам, как он ее видит, он может даже иллюстрировать свой рассказ движениями кукол. После этого актеры по знаку режиссера должны разыграть сцену. В управлении куклами-перчатками есть свои маленькие хитрости. Существует несколько способов надевания куклы-перчатки на руку. Каждый актер должен сам подобрать удобное для него расположение пальцев внутри перчатки, следя за тем, чтобы кукла не сутулилась и была достаточно подвижной, а рука не уставала. Зрители обычно смотрят на ширму кукольного театра снизу вверх, поэтому старайтесь, чтобы кукла не отклонялась за ширму в сторону, противоположную от зрителя, иначе ее будет плохо видно, и она потеряет свою выразительность. Можно даже слегка наклонять куклу в зрительный зал. Создавая впечатление того, что герой идет, ведите куклу вплотную к ширме, ритмично поднимая и опуская ее вверх и вниз, но помните, что кукла не должна появляться над ширмой больше, чем на три четверти ее роста, иначе при неосторожном движении зрители могут увидеть руку актера. Чтобы взять какой либо предмет, слегка наклоните куклу вперед так, чтобы ее руки оказались за ширмой, вложите в руки куклы предмет, а затем плавно распрямите ее. Предмет, который она держит в руках, должен оказаться над ширмой. Очень важно, чтобы предмет, с которым манипулирует кукла, был виден зрителю целиком. Помните, кукла-перчатка всегда лучше держит предмет обеими руками. Поскольку кукла-перчатка лишена мимики, требуется немалое мастерство для восполнения этого пробела. Разговор должен сопровождаться движениями того героя, который говорит. Оба собеседника должны быть обращены лицом друг другу. Тот, кто слушает, должен быть либо неподвижным, если его собеседник говорит короткую реплику, либо его движения должны быть менее активными, чем у говорящего. Желательно отражать реакцию персонажа на слова второго героя, если тот произносит длинный монолог. Если в спектакле вы решили использовать музыку, то репетируйте сразу с ней, иначе потом вам придется заново репетировать спектакль. В общем, репетиция - это процесс исключительно творческий и на пути к премьере вас ждет множество находок и удачных решений. И вот, когда режиссер полностью уверен во всем и во всех, пора приглашать гостей.
Приглашаем зрителей. Чтобы все выглядело максимально торжественно, сделайте программки - страна должна знать своих героев! Но будьте внимательны и не забудьте никого из тех, кто участвовал в постановке. Оформляя программку, поместите на ее обложку название спектакля и картинку с изображением сцены из сказки. Обязательно сделайте программок больше, чем число приглашенных зрителей и самих участников спектакля вместе взятых. Каждый захочет на память о премьере оставить себе программку, а на саму премьеру могут прийти неожиданные гости, которым будет очень приятно, что о них заранее подумали. Теперь остается только дождаться премьеры и получить свои заслуженные аплодисменты, которые, без сомнения, вдохновят вас на следующую постановку!
Желаем удачи!