Консультация для родителей "Кукольный театр"

Домашний кукольный театр

 

Если вы хотите, чтобы в вашем доме надолго поселился праздник, а дру­зья и знакомые по достоинству оценили ваши таланты, всё, что нужно - это устроить домашний кукольный театр! Постановка домашнего спектакля - всегда незабываемое событие и для актеров, и для зрителей. А для малышей, к тому же - важный шаг на пути к творческому самовыражению. В отличие от театра с живыми актерами, кукольный театр не занимает много места, не требует громоздких декораций и дает неограниченные воз­можности в выборе ролей. Если в обычном театре распределение ролей во многом зависит от внешних данных актера, то в кукольном театре вы може­те сыграть кого угодно, не ограничивая себя рамками одного амплуа. Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися пер­сонажами, актуальными и в современной жизни ситуациями, искромет­ным юмором и безграничной верой в добро и справедливость. Участвуя в постановке даже давно знакомой сказки, вы сможете взглянуть на проис­ходящее глазами самих героев и обязательно откроете для себя что-то новое, на что раньше не обращали внимания. А теперь, прежде чем приступить к подготовке спектакля, соберите всех, кто хотел бы участвовать в нем, чтобы вместе прочитать сценарий. Теперь, когда вы прочитали сценарий, самое время все разложить по полочкам, ведь постановка спектакля - дело весьма серьезное. К тому же в домашнем театре подготовка и репетиции являются для участников не менее значимыми и запоминающимися мероприятиями, чем сам спек­такль. Именно в процессе подготовки все участники имеют возможность проявить свои творческие способности, поэкспериментировать и от души повеселиться, благо поводов для этого будет предостаточно. А чтобы при­близить день премьеры, первое, что надо сделать - это определить обя­занности каждого участвующего в подготовке спектакля.

 

 Распределение ролей. Для домашнего театра самое главное - атмосфера праздника и дове­рия. Дайте возможность каждому желающему внести посильный вклад и хоть что-нибудь сделать для постановки. Даже если на премьере такой помощник окажется в числе зрителей, ему будет вдвойне приятно посмот­реть этот спектакль, ведь он тоже участвовал. Чтобы все получилось как можно лучше, надо сразу же утвердить режис­сера и всем безоговорочно его слушаться! Именно режиссер должен рас­пределять роли и обязанности. В таком «произволе» нет ничего страшно­го - в этом спектакле главный он, а в следующем будет кто-то другой! Ос­новная задача режиссера - объединить усилия всех участников воедино так, чтобы получился завершенный и гармоничный спектакль. Лучше, если режиссер не будет совмещать свои обязанности с актерской деятельнос­тью - это усилит его авторитет, а он сможет смотреть на происходящее со стороны, а значит, более объективно. Теперь перейдем непосредственно к распределению ролей. Для куколь­ного театра, как уже говорилось, не столь важно, как выглядит актер, уп­равляющий куклой-перчаткой. Гораздо более важен его голос и способ­ность его изменять, если речь идет об исполнении одним актером сразу нескольких ролей. Большинство людей никогда не слышали свой голос со стороны, часто он звучит совсем не так, как им самим кажется. Подбирая актеров, попро­сите их прочитать пару строчек понравившейся роли так, как они себе это представляют. А еще лучше запишите «пробы» на магнитофон и вместе прослушайте. Это позволит правильнее распределить роли и показать каждому актеру, какая роль ему подходит больше всего. После того, как вы распределили роли, выдайте каждому актеру сценарий.

            Разучивание ролей. Если в спектакле участвуют младшие школьники или даже дошкольники, то в заучивании роли для каждого из них важно участие взрослого. Родите­ли и дети часто учат стихи вместе - так интересней и проще. Для малень­ких актеров также очень важно понимание эпизода, в котором звучит реп­лика, поэтому иногда, чтобы малышу было проще, реплику предыдущего героя переписывают полностью. При разучивании роли с малышом взрос­лый должен называть последнюю строчку из реплики предыдущего героя или реплику целиком, а малыш говорить свою. Это существенно облегчит репетиции спектакля. Если в спектакле участвуют дети постарше и взрослые, то им имеет смысл выучить весь текст сказки целиком. Знание каждым актером всего текста полностью ускорит постановку спектакля, а в случае чего проще будет про­извести замену. Перед тем, как учить роли, режиссер должен собрать всех актеров вместе и прочитать сценарий по ролям - каждый актер читает толь­ко свои реплики. Для лучшего вхождения в роль режиссер должен обсу­дить с каждым участником спектакля главные черты его героя. Приступать непосредственно к репетициям следует не раньше, чем ак­теры выучат свой текст, а режиссер вместе с художником-постановщиком подготовят все декорации и сцену. Не стоит учить роли по ходу репетиций, ведь в кукольном спектакле от актера требуется не только произносить текст, но и управлять куклой, что тоже требует определенных навыков и терпения. Поэтому вместе с текстом роли выдайте актерам их кукол, что­бы они привыкли к кукле-перчатке, ее особенностям и отрепетировали перед зеркалом разные движения. Пока актеры заняты разучиванием ролей и знакомством со своими кук­лами, самое время заняться декорациями, светом и звуком.

 

       Декорации к спектаклю. Репетиции лучше проводить с теми же декорациями, которые будут уча­ствовать в спектакле - это позволит избежать накладок, а движения кукол сделать максимально похожими на движения живых героев, полностью используя возможности сцены и декораций. Именно декорации в кукольном спектакле во многом создают атмосфе­ру сказки и передают настроение героев. У многих существует представ­ление о домашнем кукольном театре как о бельевой веревке, на которой висит простыня, а сверху движутся куклы. В целом, это отражает суть ку­кольного театра, но такое оформление лишает спектакль той зрелищности и целостности, которая присутствует в спектакле с декорациями. Ведь каждому зрителю хочется не представлять деревенскую избу и огород, а видеть их своими глазами, не говоря уже о малышах, которые пока не в состоянии домыслить и представить себе то, что подразумевается по кон­тексту сказки. Чтобы домашний спектакль выглядел не хуже, а, возможно, даже лучше спектакля профессионального, следует изготовить декорации не только первого плана, но и второго - фон, на котором происходит действие. Та­ким образом, вы создадите маленький сказочный мир, в который каждый зритель сможет заглянуть через окошко сцены. Изготовить декорации своими руками совсем несложно. Здесь суще­ствует два подхода: плоские картонные декорации и декорации объем­ные, являющиеся миниатюрными моделями реальных элементов пейза­жа. Так, дерево может быть нарисовано на картоне и вырезано по контуру, а может быть изготовлено из сухих веточек. Конечно, в любом спектакле можно комбинировать декорации обоих типов, проявив свою фантазию и изобретательность. При изготовлении декораций                в первую очередь следует исходить из размеров кукол. От декораций первого плана требуется устойчивость, для этого у них должно быть достаточно широкое основание. Лучше всего их изготовить из толстого картона. Деко­рации можно как нарисовать непос­редственно на картоне, так и нарисо­вать на бумаге, а потом наклеить на картон. Внизу каждой декорации первого плана надо оставлять по 5-10см. на крепление. Окно избы следует сделать раз­мером 10x10 см., чтобы кукла могла выглянуть из него, не качая декора­цию. Ставни можно либо нарисовать, либо отогнуть. В последнем случае дом будет выглядеть более объемно. Но не забудьте раскрасить ставни со стороны, обращенной к зрителю. Окно должно находиться на высоте 10см. от линии крепления. При желании с внутренней стороны избы можно повесить маленькие шторки, из-за которых будет выглядывать кукла. Штор­ки можно нанизать на нитку и закрепить на булавках или пришить к картону. Чем тщательнее вы прорисуете избу, тем убедительнее она будет выгля­деть. Прорисуйте бревнышки, солому на крыше, украсьте ставни незатей­ливыми узорами, а крылечко резьбой. Под окном можно нарисовать траву или приклеить небольшие пучки настоящей сухой травы, подкрашенной зеленой краской. Можно также с помощью папье-маше сделать объем­ной всю обращенную к зрителям сторону дома, а крышу выложить настоя­щей соломой. Главное не перестараться и не сделать декорацию слишком тяжелой, иначе ее трудно будет крепить. В качестве правой кулисы можно использовать забор. Украсьте его травой и цветами. Можно также за забором «посадить» садовые деревья. Дерево за забором и траву перед ним можно сделать объемными. Возьмите не­сколько сухих веточек и привяжите к ним с помощью тонкой проволоки или ниток или приклейте маленькие листочки из зеленой бумаги или ткани. Однако, изготавливая реалистичные декорации первого плана для это­го спектакля, нужно соблюдать одно важное условие. Основание декора­ции должно быть достаточно широким, чтобы она легко крепилась. Обяза­тельно сгруппируйте деревья так, чтобы не пришлось крепить к ширме каж­дую веточку отдельно. Для этого деревья и сам забор закрепите на основа­нии из гофрированного картона или тонкого пенопласта. Лучше ограничиться только декорациями, требующимися по сюжету спек­такля, и не перегружать передний план. Избыток декораций первого плана мешает воспринимать происходящее на сцене. Все же декораций первого плана недостаточно, чтобы воссоздать ат­мосферу деревни. Без декораций второго плана изба и забор окажутся висящими в воздухе. Сад на втором плане можно сделать по-разному. Например, взять большой лист картона и просто нарисовать на нем цве­тущие яблони. Другой способ формирования второго плана - это изгото­вить отдельные деревья и прикрепить их к шторе голубого или белого цве­та. Желательно, чтобы декорации были плоскими, и куклам не приходи­лось «продираться сквозь бурелом», образованный декорациями перво­го и второго плана. Для декораций второго плана пятисантиметровая линия крепления не требуется. Декорации лучше всего расположить так, как показано на схеме в тексте сценария. Чем больше вы проявите фантазии в оформлении декораций, тем зрелищнее будет спектакль. К тому же декорации, которые вы сдела­ете для этого спектакля, могут быть использованы и в других ваших поста­новках. Со временем у вас будет достаточно декораций, чтобы поставить практически любой спектакль! А теперь, когда декорации уже готовы, самое время перейти к следую­щему важному этапу - изготовлению сцены.

 

 Сцена. Для домашнего кукольного театра это вопрос не праздный. Именно из-за отсутствия сцены многие спектакли так и не дожили до своей премье­ры. Оптимальная длина ширмы - 170см. Все приве­денные выше декорации рассчитаны именно на такой размер сцены. Вы­сота ширмы зависит от роста актеров. Если в спектакле принимают учас­тие и дети, и взрослые, то оптимально использовать ширму высотой 150см. За такой ширмой ребенок сможет управлять куклой стоя, а взрослый, сидя на стуле. Конечно, в каждом конкретном случае можно опытным пу­тем подобрать ширму удобной для всех высоты. Чтобы поставить полноценный спектакль со всеми необходимыми де­корациями, надо придумать, как и на чем их закрепить. Конечно, можно вбить два гвоздя и натянуть ширму поперек комнаты, можно поставить две стремянки и положить между ними швабру с перекинутым через нее оде­ялом, можно использовать дверной проем... Но если вы хотите, чтобы вам было удобно, чтобы ничего не падало, а ваш интерьер не страдал от гвоз­дей, вбитых в стену, то воспользуйтесь одним из приведенных ниже про­веренных способов.

 

 Картонная ширма.  Она больше всего подходит тем, кто только начинает заниматься куколь­ным театром. На изготовление такой ширмы уйдет совсем немного вре­мени, она легко убирается, увеличивается и уменьшается в размерах, ста­вится в любой части комнаты, да и выбросить ее в случае чего не жалко. Для ее изготовления вам потребуется широкий скотч и пустые картон­ные коробки любого размера, но чем больше, тем лучше. Листы картона следует состыковать и склеить скотчем с двух сторон по всей длине стыка. Приведенная конструкция достаточно устойчива. Она позволяет задрапировать переднюю часть ширмы тканью. Можно также обклеить ширму белой бу­магой и раскрасить по своему усмотрению. Главное, чтобы оформление гармонировало со стилем декораций. Для сказки, действие которой проис­ходит в деревне, оформление ширмы должно быть соответствующим. Можно изобразить на ней деревенские дома, огороды, кур и все, что можно встретить рядом с деревенской избой. Однако украшать ширму пейзажами следует с боль­шой осторожностью, поскольку они отвлекают внимание от декораций, а если на пейзаже изображено небо, то вся сцена получается висящей в воздухе. Хорошо смотрятся однотонные драпировки темных тонов, на них можно поместить название сказки, состоящее из разноцветных букв. Для русских народных сказок также подходят драпировки из ситцевых тканей незатейливой расцветки или даже сшитые из разноцветных лоскутков. Драпировку можно украсить узорами, орнаментом или аппликацией. В данной конструкции предусмотрено и крепление декораций второго плана. Лист, на котором изображен второй план, прикрепляется булавка­ми на заднюю стенку ширмы. На нее также можно повесить вторую штору голубого цвета, и на ней (на фоне неба), закрепить отдельные декорации второго плана. К тому же наличие задней стенки не дает ширме разъез­жаться в разные стороны. Если же вы хотите поразить воображение приглашенных на премьеру гостей, а закулисную жизнь сделать для них по-настоящему незаметной и таинственной, то, внеся небольшие изменения в интерьер одной из ком­нат, вы сможете создать театр, которому позавидуют многие.

 

            Свет и звук. Для домашнего спектакля и то и другое представляет немалые трудно­сти. Вряд ли в каждом доме на антресолях хранятся софиты, прожектор и пульт звукорежиссера. Однако кое-что вы можете сделать из подручных средств. Сначала поговорим об освещении. Обычно во время спектакля зритель­ный зал погружен во тьму, а сцена ярко освещена. Благодаря этому зрите­лям легче сосредоточиться на происходящем. Если вам хочется, чтобы у вас было все, как в настоящем театре, то возьмите несколько настольных ламп и, поставив их на полу между зрительным залом и ширмой, направь­те на сцену. Однако в домашнем театре свет можно и не выключать, главное, чтобы люстра не располагалась за ширмой. В этом случае недостаточно плотная ширма может превратиться в театр теней, и зрителям будут видны все действия актеров. К тому же у зрителей будут уставать глаза от яркого све­та. Что касается музыки, то в домашнем спектакле, как и в любом другом, она помогает усилить впечатление от той или иной сцены. Специально для спектакля можно записать кассету с подобранными музыкальными фрагментами и дополнять музыкой те эпизоды, в которых герои ничего не говорят, а просто движутся по сцене. Музыку легко подобрать, используя детское караоке или классические произведения. Музыкой можно выделить начало спектакля, а также радостной мелодией закончить спек­такль. Важно не забывать выключать или приглушать музыку во время реп­лик героев. Подбор музыки почти всегда ложится на плечи режиссера, поскольку зависит от его видения спектакля. Согласовать музыкальное сопровожде­ние с действиями актеров и диалогами помогут репетиции.

 

Репетиции. Ни один спектакль невозможно сыграть без предварительных репети­ций. Сколько их будет, зависит от слаженной работы всех участников спек­такля и от того, насколько режиссер контролирует ситуацию и четко пред­ставляет себе конечный результат. Для домашнего спектакля очень важно, чтобы репетиции проходили в той же комнате, где будет сыграна премьера. Не откладывайте на потом реквизит и декорации. Лучше, если с первых же репетиций актеры начнут к ним привыкать и координировать движения своих кукол с учетом оформ­ления спектакля. Режиссер и актеры, не участвующие в данной сцене, занимают места в зрительном зале. А перед тем, как репетировать сцену, режиссер рассказывает актерам, как он ее видит, он может даже иллюстрировать свой рас­сказ движениями кукол. После этого актеры по знаку режиссера должны разыграть сцену. В управлении куклами-перчатками есть свои маленькие хитрости. Су­ществует несколько способов надевания куклы-перчатки на руку. Каждый актер должен сам подобрать удобное для него расположение пальцев внут­ри перчатки, следя за тем, чтобы кукла не сутулилась и была достаточно подвижной, а рука не уставала. Зрители обычно смотрят на ширму кукольного театра снизу вверх, по­этому старайтесь, чтобы кукла не отклонялась за ширму в сторону, проти­воположную от зрителя, иначе ее будет плохо видно, и она потеряет свою выразительность. Можно даже слегка наклонять куклу в зрительный зал. Создавая впечатление того, что герой идет, ведите куклу вплотную к шир­ме, ритмично поднимая и опуская ее вверх и вниз, но помните, что кукла не должна появляться над ширмой больше, чем на три четверти ее роста, иначе при неосторожном движении зрители могут увидеть руку актера. Чтобы взять какой либо предмет, слегка наклоните куклу вперед так, что­бы ее руки оказались за ширмой, вложите в руки куклы предмет, а затем плавно распрямите ее. Предмет, который она держит в руках, должен ока­заться над ширмой. Очень важно, чтобы предмет, с которым манипулиру­ет кукла, был виден зрителю целиком. Помните, кукла-перчатка всегда луч­ше держит предмет обеими руками. Поскольку кукла-перчатка лишена мимики, требуется немалое мастер­ство для восполнения этого пробела. Разговор должен сопровождаться движениями того героя, который говорит. Оба собеседника должны быть обращены лицом друг другу. Тот, кто слушает, должен быть либо непод­вижным, если его собеседник говорит короткую реплику, либо его движе­ния должны быть менее активными, чем у говорящего. Желательно отра­жать реакцию персонажа на слова второго героя, если тот произносит длин­ный монолог. Если в спектакле вы решили использовать музыку, то репетируйте сразу с ней, иначе потом вам придется заново репетировать спектакль. В общем, репетиция - это процесс исключительно творческий и на пути к премьере вас ждет множество находок и удачных решений. И вот, когда режиссер полностью уверен во всем и во всех, пора приглашать гостей.

 

Приглашаем зрителей. Чтобы все выглядело максимально торжественно, сделайте програм­мки - страна должна знать своих героев! Но будьте внимательны и не за­будьте никого из тех, кто участвовал в постановке. Оформляя программку, поместите на ее обложку название спектакля и картинку с изображением сцены из сказки. Обязательно сделайте программок больше, чем число приглашенных зрителей и самих участников спектакля вместе взятых. Каж­дый захочет на память о премьере оставить себе программку, а на саму премьеру могут прийти неожиданные гости, которым будет очень прият­но, что о них заранее подумали. Теперь остается только дождаться премьеры и получить свои заслужен­ные аплодисменты, которые, без сомнения, вдохновят вас на следующую постановку!

 

Желаем удачи!